I came, I saw, I conquered.
ВЛЭФ - Сократ
прочесть описание по функциям1-я Воля. Царь.
Один из признаков носителя первой воли - абсолютная уверенность в правомочности своих желаний. При этом Царь четко различает, где его настоящее желание, а где - мелочь, пустяк. В любом деле Царь ориентируется только на свои собственные желания. Чужие желания и их противоречие со своими желаниями обладателю первой воли не мешают, он не рассматривает их как нечто, заслуживающее внимания. Чужие желания - это просто некий набор условий, которые нужно учитывать при реализации своих собственных. По мнению Царя, нет таких ситуаций, которые могут помешать исполнению его желаний, более того, сам факт наличия какого-либо желания говорит о том, что оно выполнимо.
2-я Логика. Ритор.
Обладателю второй логики доставляет удовольствие процесс построения логических цепочек и доказательств. Ритора смешат догматические, безапелляционные высказывания , поскольку он понимает, что доказать можно все что угодно, чем он, собственно иногда и занимается, просто ради забавы - сначала докажет одно, а потом, опираясь на те же самые факты - противоположное. Именно поэтому он никогда не принимает на веру ничьих логических убеждений. Ему нравится рассуждать и участвовать в чужих рассуждениях, он охотно может ввязаться в спор, просто ради спора, чтобы иметь удовольствие лишний раз поиграть доказательствами, при этом он может даже помогать своим собеседникам, запутавшихся в собственных логических цепочках, поскольку его целью в споре не является доказательство собственной правоты. Единственное, что его может серьезно задеть - это пренебрежение к его логическим способностям и нежелание его слушать.
3-я Эмоция. Сухарь.
Отличительная особенность представителя третьей эмоции - желание контролировать свои и чужие эмоции с неспособностью это сделать. Сухарь крайне беззащитен перед эмоциональной атакой. Попав в ситуацию эмоционального давления, он способен совершенно потерять над собой контроль, будет ли он в этот момент холоден, замкнется в себе, или впадет в истерику - его поведение не будет адекватно ситуации. В такой ситуации сухарь становится совершенно беззащитным перед насмешками. И хотя он чувствует свою уязвимость, он абсолютно не способен защитить себя. Сухарь не уверен в своих эмоциональных оценках и переживаниях, и поэтому нуждается в непрекращающейся ненавязчивой эмоциональной поддержке, внимании к его собственным чувствам, постоянном ненавязчивом убеждении его в том, что все хорошо, что он - хороший, он нравится окружающим, не кажется им смешным, что он адекватен в своих эмоциях.
4-я Физика. Лентяй.
В вопросах физической сферы обладатель четвертой физики сам по себе способен удовлетворяться необходимым минимумом, который, в свою очередь зависит от мнения его окружения по этим вопросам. Лентяя можно назвать лентяем в прямом смысле лишь в том, что ему лень определять уровень своих собственных материальных потребностей, и уж тем более ему неохота думать об этом за других. Ему проще, чтобы окружающие сами решали, без его участия, что конкретно им нужно в материальном плане - необходимый им уровень комфорта, обеспеченности и т.п., а он уже, в свою очередь, готов поддержать их, и, по возможности, помочь в реализации этих потребностей. Он будет выполнять их запросы и требования, лишь бы ему сказали, что конкретно нужно сделать и чем он может помочь. Что касается своих собственных материальных потребностей, то они определяются авторитетными для него людьми, при условии, что эти потребности не входят в противоречие с вышестоящими функциями. Он не любит рассуждений на тему быта, физического здоровья и благополучия, эти вопросы, по его мнению, должны быть один раз определены и поддерживаться на должном уровне без лишних разговоров.
Альтернативное описание (зело длинное, но
1-ая Воля1-ая Воля
Под психософской Волей я буду понимать функцию установления отношений с миром внешним и внутренним, реализуемую через желания, решения и усилия по их реализации.
«Все в моих руках, я за все отвечаю, и мир во всех проявлениях принадлежит мне» – ощущение, с которым рождается носитель Первой Воли, и которое на протяжении своей жизни старается реализовать в действии. Несогласие мира с 1-ой Волей ею не отслеживается до тех пор, пока не начинает впрямую противостоять ее планам. Функция результативна, она не парится, кто правее и кто больше имеет прав на установление своей воли в каждом конкретном случае. Чужое сопротивление не рассматривается как препятствие – в лучшем случае как информация для корректировки стратегии. Ей не нужно единство взглядов всех участников на направление развития или на то, что нужно делать в той или иной ситуации, – ей нужно только, чтобы не мешали делать так, как надо, т.е. так, как она хочет. У первой Воли нет разделения на сферы применения и области компетенции, она проявляет себя в любых областях жизни, с которыми сталкивается.
«У человека нельзя отнять права, они – его внутренняя сущность» – иллюстрация отношения Первой Воли к правовым ограничениям, иерархии, субординации и другим механическим ограничителям прав. Первая Воля не боится быть частью системы – та ее не стесняет.
Такой человек стремится взять на себя как можно больше ответственности. Через нее он расширяется в мир, мир становится все более в его воле, он обладает все большими полномочиями и властью. Ответственность – это сила человека, это то, что он есть в мире, и чем больше объектов ответственности, тем больше самого человека. Обратная сторона медали может состоять в жесткой тирании по отношению к самому себе. Такой человек почти не оставляет себе права на ошибку, смену решения или курса. Если он решил что-то, то будет делать это даже тогда, когда затраченные усилия начинают явно превосходить по ценности результат. В его лексиконе часты такие обороты, как «надо себя заставить», «просто возьми и сделай» и т.п. Не верит в то, что человека в своих проявлениях может ограничить что-то, кроме физических законов: «Я не понимаю, что значит «не могу», бывает только «недостаточно хочу».
Отношение к обладателям иных Воль у носителя хорошо реализованной Первой покровительственное, поскольку обладатель иной Воли потенциально является объектом приложения Первой и возможностью для расширения рамок ее действия. В этом смысле сама по себе 1В может выглядеть отчасти квестимно и диалогово, но не следует путать это с процессионностью Второй. В «диалоге» с новым объектом, который попадает в окружение носителя 1В, результат наступает сразу же и в бинарной форме: «принимаю в свой мир, считаю частью себя, отвечаю» / «меня это не касается».
Избыточность этой Первой может проявляться в акцентуации мотивации хочу/не хочу и «я так решил», по сравнению с другими (надо/не надо, просят/не просят...), но никогда в сознательном навязывании своей воли только ради самого процесса, из принципа. Выяснять, кто волевее, первой Воле скучно – она это и так знает. По-другому избыточность Воли может быть видна в слабом внимании к потоку информации извне. Когда человек сознательно на длительном промежутке времени игнорирует чужую Волю без объяснения, это может быть признаком Первой. Вместе с тем обладатель первой Воли – это своего рода «титан мелких подстроек». Если в целом все движется в ту сторону, куда ему нужно, то в частностях, которые ему не важны, он с готовностью пойдет вам навстречу. В отличие от Второй и Третьей Воль, Первая не подсчитывает соотношение уступок своих и партнера, эти частности для нее не важны, поэтому в быту обладатель Первой Воли бывает очень покладистым и мягким человеком – до тех пор, пока дело не доходит до вещей для него важных и принципиальных. В таких принципиальных вещах Первая Воля не будет уговаривать партнера пойти навстречу или искать компромисса – на то они и принципиальные вещи – партнер либо принимает образ действий, которого хочет от него 1-ая Воля, либо их пути расходятся – сотрудничать 1-ая Воля умеет плохо.
Насильственное ограничение действий Первой Воли может вызвать невроз с конвульсивными попытками вернуть все как было. Интересный метод проверки на Первую Волю – попытаться ограничить, отобрать часть полномочий, сферу власти. В отличие от других Воль, эта даже не будет разбираться в том, осмысленно ли ограничение и стоит ли бороться вообще. Ограничение Первой может граничить с перекрытием кислорода и вызывать самую бурную и неадекватную, с точки зрения других Воль, реакцию с привлечением всех возможных ресурсов (хорошие примеры приведены в описаниях представителей 1-ой Воли у Афанасьева).
2-ая Логика2-ая Логика
Процессионность и субъективная сила 2-ой Логики: ее носителю доставляет удовольствие сам процесс построения логических цепочек и доказательств. Чем длиннее цепочка, тем больше удовольствия. Продукты 2Л кажутся ему важными для внешнего мира, ими хочется делиться.
Начиная рассуждения, 2Л часто заранее не видит конечного результата, поэтому за короткий срок может логически прийти к противоположным выводам. Для себя называет эту ситуацию «процесс изучен всесторонне», но других это может весьма раздражать. Понимая, что доказать можно все, что угодно, он не принимает на веру результаты чужих логических построений. Чтобы 2Л смог принять нечто на веру, оно должно быть недоказуемо и недоказываемо.
Мышление лучше всего активизируется, получив вопрос, и реализуется в форме ответа. Часто человек сам задает вопросы, на которые хотел бы ответить, провоцируя собеседника, чтобы тот поинтересовался его мнением. Расстраивается, когда собеседник не интересуется его точкой зрения; ощущение, сходное с резким прерыванием интересной дискуссии – как будто помешали доиграть в любимую игру.
Чем дальше друг от друга взгляды оппонентов, тем интереснее 2-му Логику представляется разговор. Внутренняя и не обязательно осознанная цель – не переубедить или научить собеседника, а растянуть удовольствие. 2Л способен прекратить этот процесс, только если логика оппонента понятна и неинтересна (ну и в силу работы других функций, конечно). Если видится возможность, что оппонент может взять верх в споре, – это мобилизует, активирует.
Видится невозможным убедить 2-го Логика в своей правоте логическими методами – для него это слишком относительные категории. Если есть необходимость таки настоять на своей точке зрения, лучше это делать через другие функции.
Функция демократичная, способна вести диалог с любой другой Логикой, как по позиции, так и по содержанию; тут нет тем, которые бы нельзя было затрагивать.
Оценивает людей по степени удовольствия, которое от них может получить 2Л. Очень стремится к тем, кто готов это удовольствие ему доставить, и может закрывать глаза на другие функции собеседника, не удовлетворяющие его критериям. Того же ждет и по отношению к себе – для этой позиции функции важно чувствовать себя всемогущим, и чтобы с этим соглашались другие. Важна востребованность – это функция не «для себя», как Первая и Третья, а «для других», как и Четвертая. 2-я функция, в отличие от 1-ой, требует реализации, самоутверждения и признания, и в этом, я думаю, так же как и в удовольствии от процесса, от игры, есть основная суть ее работы.
3-я Эмоция3-я Эмоция
Желание контролировать свои и чужие эмоции совместно с невозможностью это сделать – вот главная отличительная черта 3Э. Это, как и любая другая 3-я функция, – враг, подтачивающий изнутри, та часть вас и мира вокруг, которой вы никогда не будете довольны полностью. Изнутри ее можно заметить по постоянному отслеживанию эмоций, чувств и настроений у себя и у других, при том, что сама она старается проявлять эмоций и чувств как можно меньше. Чтобы заставить 3Э все-таки проявить то, что находится у нее внутри, нужно либо довести ее до состояния, которое она впоследствии сама назовет неадекватным (т.е. когда ее эмоции имеют тот накал, когда сдерживать их уже невозможно), либо показать пример открытого проявления чувств и убедить, что 3-ей Эмоции за это тоже ничего плохого не будет. Очень боится всякого рода пафоса и старательно давит в себе все его зачатки – это место комплексов и страха быть неуместным и неадекватным окружающей действительности.
3-я Эмоция – доминирующая, и это значит, что ее очень трудно изменить извне. Такого человека крайне сложно отвлечь от грустных мыслей, утешить или развеселить. Он будет упиваться своими чувствами, переживая их снова и снова, и единственный способ помочь ему – это разделить его переживания. Не верьте 3Э, которая говорит, что быстрее придет в себя, когда ее никто не трогает, это просто комплексы и страх испортить вам настроение. На самом деле, чтобы вернуть себе нормальное состояние, ей, как и любой другой Третьей функции, нужно взаимодействие с социумом, т.е. выговориться и сравнить себя с окружающими, дабы понять, насколько эмоция адекватна проблеме, ее вызвавшей.
Доминирование 3Э сродни 1Э: если человека накрыли сильные эмоции, то все остальные фунции, в т.ч. и вышестоящие, начинают работать исключительно на нее. Воспринимается такое состояние как потеря контроля над собой и связи с реальностью, чувство неловкости за что еще долго переживается и анализируется. Поэтому 3Э боится сильных эмоций, как отрицательных, так и положительных.
Сверхчувствительна к любым проявления эмоций и чувств, видит в себе и окружающих их мельчайшие проявления и трактует по-своему: любые чужие и особенно негативные эмоции склонна принимать на свой счет.
От партнера 3Э хочет, в первую очередь, взаимопонимания и бережного обращения. Сосуществование рядом с человеком невоздержанным, не отвечающим за себя в смысле эмоций может вызвать глубокую неприязнь и дискомфорт от его присутствия, вплоть до физических проявлений недомогания.
С 3Э крайне трудны личные отношения и идеальны деловые. В последних он всегда сдержан, корректен и вежлив, всегда контролирует себя, а в первых эти же качества оборачиваются показным равнодушием и редкими неконтролируемыми вспышками эмоций, которые все это время копились у него внутри. Это именно тот тихий омут, в котором водятся черти. Истории о внешне совершенно нормальных и адекватных людях, которые однажды утром проснулись, побрились и перерезали всю свою семью – это истории о людях с 3-ей Эмоцией.
Зато они, как никто, ценят взаимопонимание и эмоциональный контакт, и если, находясь в компании, вы захотите понравиться 3Э, просто подстройтесь под его настроение, покажите, что понимаете его и чувствуете так же, и вы получите подозрение 3Э в духовном родстве с вами и самую искреннюю симпатию.
Для того, чтобы ему было с вами комфортно, не пугайте его и не проявляйте эмоций там, где их можно не проявлять. Демонстрируйте ровное хорошее настроение, дайте понять, что вам важно, что он чувствует, и что его эмоции, чувства (или их отсутствие) вас ничуть не напрягают. Покажите, что вам хорошо уже от того, что он рядом, и что он не обязан для этого веселить или развлекать вас, и 3Э будет ваша навеки.
4-ая Физика4-ая Физика
Самое низкое положение Физики влечет относительно скромное количество внимания, уделяемого сфере материальной, некоторую оторванность от жизни, и, вместе с тем, хорошую приспособляемость.
4Ф льстит себе что он выше быта, но, на самом деле, это быт выше его... Не имея собственных представлений о том, как правильно жить, выглядеть, обращаться с деньгами, устраивать быт, сколько надо работать, а сколько отдыхать и т.п., 4Ф, подобно другим 4-ым функциям, с легкостью впитывает любое влияние извне.
Она чрезвычайно хорошо поддается воспитанию, внушению, и даже лечится 4-ый Физик быстрее других, причем, ключевую роль в излечении играет мысль о том, что "вот это лекарство должно помочь". Раз должно - значит поможет!
Минус в том, что 4Ф замечает недомогание только когда оно начинает реально мешать ей функционировать, и только тогда нехотя начинает "лечиться". Исключения бывают, но они тоже оказываются обусловленными воспитанием и внушением. Так, если 4Ф поверил, что "головную боль нельзя терпеть" - станет принимать лошадиные дозы лекарств при малейшем намеке на боль - потому, что "нельзя". Критичность по отношению к информации такого рода минимальна.
4Ф не станет навязывать Вам правила поведения на ее территории и свои представления о том, как именно Вам следует распоряжаться своим имуществом и возможностями в жизни. Самое большее - это он сообщит Вам о своих привычках на этот счет.
Нет у 4Ф и своих собственных жестких вкусов в области еды, качества вещей или физической привлекательности объектов противоположного пола - есть только привычки. Поэтому если 4Ф говорит Вам, допустим, "я люблю брюнетов от 180 с серьгой в ухе" - не верьте, она просто описывает Вам свое предыдущее увлечение или запавшего в память киноактера, хоть и верит, пока говорит, что именно таков и есть "ее тип".
Высокая приспособляемость 4Ф в работе служит ей двоякую службу. Попадая в новые условия, он естественно приспосабливается к заведенному в этом месте ритму работы. Может с совы переучиться на жаворонка или перейти на одноразовый режим питания без жестоких мук. Но в случае, когда он сам должен организовывать работу других, он теряется и предпочитает, чтобы они в рамках разумного как-нибудь сами решили, как им лучше.
Цели и желания 4Ф в материальном мире редко бывают конкретными. Он хочет не "Вот такую машину", а "Какую-нибудь хорошую машинку, чтоб ездила". В идеале хотел бы иметь столько денег, чтобы не было необходимости вникать в детали и разбираться в качестве вещей, а можно было бы просто менять их в случае чего. И к вещам привязывается мало.
Еще одна одна особенность - это отсутствие лени в общеупотребимом смысле. 4Ф не бывает "просто влом". Бывает, что есть более интересные или важные дела, или нет уверенности в необходимости, но сами по себе физические силы 4Ф не экономит. Поэтому, если вам нужен помощник по переносу тяжестей, ремонту или просто надо кого-то послать за добавкой в магазин - 4Ф будет идеальным вариантом - для нее оказать такую помощь будет менее всего обременительно (только не злоупотребляйте, где-то у него еще есть и Воля...)
4-ый Физик - авральный работник, ищущий острых ощущений от того, что время уходит, а ему еще столько всего надо успеть... И ведь успевает же, как правило!
Это гедонист на словах. На деле же он, как правило, под "брать от жизни все" понимает что-нибудь вроде вкусно пожрать и поспать в тепле. Запросы по Ф сводятся к избеганию неприятных ощущений и реализации возможностей вышестоящих функций.
Большую часть времени 4Ф вроде как и не живет в этом мире - он не знает, что ощущает, не знает, какие поставить себе еще цели в этом мире, а чувствует себя как бы зрителем в кино, вспоминая о своей физической оболочке только когда она выходит из строя.
В таких проявлениях Физики, как еда, быт, спорт, секс он не ищет разнообразия сам, хоть и не будет против того, чтобы его вовлекали во что-то необычное. Как правило, с возрастом он обрастает довольно причудливыми убеждениями о том, как правильно жить, питаться-одеваться, вести себя, что ему нравится, что не нравится, что полезно, что нужно, и чего он хочет от жизни. Эти убеждения, к сожалению, обычно в самой малой степени соответствуют его личным, индивидуальным склонностям и потребностям, зато в очень большой степени отражают взгляды его семьи, друзей, следы людей, которых он знал в жизни, и общественные стереотипы. К счастью, это - пустячок, поэтому при возникновении необходимости все эти глубокие убеждения могут быть отринуты заради принципов, любви, или достижения каких-то более важных целей.
В отличие от 3-ей, 4-ая Физика не тянет обладателя на землю, возвращая во враждебную реальность против желания, но, напротив, делает его несколько бесплотным. Этот человек живет в мире идей, нематериальных целей и чувств, опускаясь на землю лишь ради разнообразия и по показаниям врача.
----
Долго перекладывал местами волю и логику, сомневаясь в том, что воля на первом месте (слишком уж грубо и прямолинейно она описана) и считая, что там все-таки логика - но у меня она, безусловно, не является строго категоричной, и потому закономерно отходит на второй план. Сам процесс обсуждений куда важнее итогового результата. А воля при всей своей вежливой лабильности не дает усомниться в том, что все должно быть именно так, как я хочу. А как хотят другие - это уже ситуативные поправки в базису.
\не в тему\ Птицы за окном орут в полшестого, как сумасшедшие. А далеко из деревенских домов в самом низу улицы слышно, блеать, петуха. Областной центр, чтоб меня...
Cократ и...
Как обращаться с Сократами