Снова о болевой,
или что с ней делать, как с ней жить и как её понимать

Четвертая функция модели А воспринимает информацию болезненно и в ограниченном объеме. Суждения по ней не отражают реальную обстановку. Это область знаний, по которой человек всю жизнь собирает сведения, но не может составить достаточно полной картины, чтобы правильно и быстро оценить текущую ситуацию. Это важно: слабость болевой лучше всего видна в ситуации реального времени, в непосредственности; если у человека есть время обдумать свои слова и реакцию, он максимально постарается скрыть неуверенность в данном аспекте с помощью вышестоящих функций". Болевая точка как индикатор — показывает, что начался процесс, который не удастся контролировать, а стало быть, следует принять меры защиты.

(По своему опыту скажу: информация, полученная по болевой, не накапливается. У меня, как у Жукова, такое происходит с информацией об отношении, поступающей извне. Умом я знаю, как относятся ко мне, но сердцем этого не чувствую. Информация об отношении оценивается таковой, какая она здесь и сейчас, в текущий момент. В момент ссоры или разлада очень трудно держать в голове, что это временно в контексте отношений вообще, а не катастрофа потери всего, сиюминутная информация натягивается на всё понятие отношения к себе. Нет объемного, далекого видения, нет уверенности, есть только память об однажды услышанном, ей и живем. Но то услышанное было год/месяц/день назад, а вдруг к настоящему моменту все изменилось? Болевой этик нуждается в постоянном подкреплении информацией об отношении к нему. И самый доступный источник этой информации -- слова. Считать ее из действий и подтекстов болевой этик, как правило, затрудняется, пока не ткнешь ему в лоб максимально ясно -- тонкостей не уловит и не услышит. Ему нужны факты, которые он схватит, усвоит и успокоится. На сегодня.
В своём же отношении к кому-либо таких сомнений нет, не было и не будет. Эта информация содержится внутри меня постоянно и уверенно. Там уже другая проблема -- показать и самому сказать об этом отношении кому-либо, вступить в обмен информацией по болевой. Трудно и приходится долго этому учиться. Особенно -- учиться замечать, когда выдача этой информации необходима. Я до сих пор умею плохо.)

Обычно человек отдает себе отчет в том, что это не его область компетенции, и обращается за поддержкой и советом к тем, кто проявил способности именно в разрешении данных вопросов. Если что-то мешает человеку попросить поддержки (скажем, он считает себя универсальным гением или жаждет производить подобное впечатление), то ему приходится привлекать скромные возможности четвертой функции для решения своих проблем. При этом возникает целый ряд трудностей:

1. Болевая точка очень чувствительна и воспринимает мельчайшие фрагменты информации как существенные или угрожающие, часто мобилизуя защитные реакции там, где они не требуются.

2. Ей трудно оценить реальную величину угрозы или удачи — она быстро перегружается.

3. В проявлении болевой точки трудно удержать чувство меры, и суждения часто срываются в излишнюю категоричность или полную неуверенность в усвоении информации.

Точка наименьшего сопротивления не предназначена для самостоятельного творчества. Она регистрирует те области реальности, где человеку уместно проявить смирение, а также мужество доверять оценкам других людей. Претензии на хорошее владение информацией по болевой, как правило, ставят барьеры между человеком и миром, а также между человеком и другими людьми. А умение принять помощь и не настаивать на своих заблуждениях в этой области освобождает от комплексов и восстанавливает возможность взаимопомощи и заботы.

Конечно, живя в социуме и стремясь соответствовать его требованиям (пока что единым для всех), каждый из нас вынужден совершать определенный путь в сторону наполнения четвертой функции. Но здесь необходимо сделать по меньшей мере два очень существенных замечания.

Во-первых, применение того, что накоплено по болевой точке, можно сравнить с изучением иностранного языка. Как бы хорошо мы ни овладели им — он все равно остается для нас чужим. Играя на этом поле, мы всегда будем испытывать определенные трудности с выражением тех или иных смыслов (навыков, умений), нам всегда будет недоставать «лексики».

А во-вторых, помните, что оценивать свои достижения по четвертой функции правильнее всего так, как это делают японцы по отношению к маленьким детям. Они, например, не сравнивают рисунки двух детей — ведь при таком сравнении кто-то может почувствовать себя неудачником и испытать чувство зависти к другому! Они находят возможность похвалить каждого ребенка, сравнивая его предыдущий, менее удачный рисунок, с новым, более совершенным. А это — окрыляет, приносит удовлетворение и повышает самооценку. Именно такого подхода следует придерживаться при оценке собственных возможностей по четвертой функции.

— Хвалите себя за то, что сегодня что-то получилось у вас по болевой точке немножко лучше, чем вчера.
— Не требуйте от себя невозможного, не предъявляйте к себе повышенных требований по слабому аспекту информации.
— Не стесняйтесь попросить помощи у других.

Это поможет вам сохранить стабильную самооценку.

Возможности четвертой функции ограничены ее одномерной природой. Информация, поступающая на нее, раскладывается только на «черную и белую», на «да и нет». Нет объемного видения всей ситуации. Получается картина, которую мы наблюдаем как бы через замочную скважину. Понятно, что она неполная, даже ущербная.

Сколько бы информации человек ни набирал, она все равно не дает объемной картины. Это похоже на огромный, практически бесконечный паззл, который невозможно собрать, потому что не улавливаются связи одних фрагментов информации с другими. Каждый элемент осваивается в отдельности, и порядок их связи между собой тоже должен запоминаться отдельно. Сам по себе он не является очевидным. Такой режим совершенно непригоден для творчества. Фактически работа по этой функции является имитацией полноценных образцов деятельности, заимствованных у других типов, успешных в данном аспекте информации.

...Если обратиться к рекомендациям психологов, выяснится, что одна из важнейших проблем — отделить свои реальные потребности от образцов, навязанных другими людьми. На это уходит несколько сеансов у психоаналитика, бездна самостоятельных усилий, а порой долгие годы и тяжелые испытания. Иногда много позже человек начинает понимать: то, за что он упорно боролся на протяжении многих лет, оказывается ему совершенно не нужно, а нужно что-то совсем другое, возможно, менее престижное, но отвечающее его глубинным потребностям.

Таким образом, лишь накопив собственный опыт, человек иногда успевает, а иной раз и не успевает исправить заблуждения, привнесенные из общества, и найти себя.

Нам приходилось сталкиваться с весьма солидными, успешными, сложившимися людьми, которые вроде бы уже должны были изжить свои комплексы. И мы наблюдали, как старательно вытесняют они соционику из головы, поскольку она смеет намекнуть на то, что слабости есть и у них.


Иначе говоря,
соционика отвергает стандартное положение о требуемом совершенстве человеческой личности и необходимость для человека быть универсально грамотным во всём, заменяя индивидуализм позиции "супермена" на важность и значимость для каждого человека общества других людей, межличностных связей и поддержки, рассматривает человека как существо социальное, должное существовать в группе себе подобных, совмещать индивидуальность с допустимым, позволительным несовершенством человека как самостоятельной единицы.