Общая теория соционики и соционической модели
выдержки из вышеупомянутых "Уроков соционики", дополненные информацией из сети

О восьми аспектах.

Понятие вещества, объектов связано для нас с запасами, ресурсом, работой в самом широком смысле. Сюда же относится представление о полезности или бесполезности, любые действия с объектами и т. п. Эту информацию обрабатывает экстравертная (чёрная) функция – логика действий.

Когда же речь идет о нашем отношении к объектам, это подразумевает их счет, измерение (геометрия), сравнение их свойств, выявление правил их взаимодействия между собой, моделирование их поведения, познание законов, управляющих объектами (наука), и т. п. Эту информацию обрабатывает интровертная (белая) функция — структурная логика.

Энергия связана для нас с состояниями объектов, со степенью напряжения обстановки, с энергичностью проявлений людей или событий, с возбуждением или торможением и т. п. Эту информацию обрабатывает экстравертная функция — этика эмоций.

Отношения же энергетических состояний, обмен энергиями мы оцениваем как притяжение, отталкивание или безразличие, повышение или снижение энергетического уровня при взаимодействии. В этом случае мы замечаем, хуже или лучше стало наше состояние после обмена эмоциями, изменилось ли что-то в отношениях и т. п. За эту информацию отвечает интровертная функция — этика отношений.

Пространство мы воспринимаем как красивые или значительные формы; территории, которые надо расширять или защищать; направления, привлекшие наше внимание; власть как распространение своей воли и ответственности на других; ограничения или безграничность и т. п. Эту информацию обрабатывает экстравертная функция — волевая сенсорика.

С другой стороны, пространственные отношения объектов воспринимаются как гармония, уют, самочувствие, комфорт или наоборот — неудобство. Эстетика, дизайн, эргономика, — все это соотношение ощущений своего тела и форм окружающих предметов. Этой информацией занимается интровертная функция — сенсорика ощущений.

Понятие времени связано для нас с прошлым и будущим, с тем, чего сейчас еще нет, но что впоследствии может произойти. Оценка возможностей объектов и явлений, их потенции, видение всех вариантов развития событий, умение определить наиболее вероятный результат, умение одновременно воспринять многообразную информацию о разных явлениях — все это наша способность ориентироваться во времени. Эту информацию обрабатывает экстравертная функция — интуиция возможностей.

Когда же дело касается соотношения процессов, они воспринимаются нами как движение времени. Чувство времени и внутренние ритмы, прогнозы событий и отношения поколений, история, мода, традиции и перспективы — все это связано с ощущением течения времени. Эту информацию обрабатывает интровертная функция — интуиция времени.

...Почти любое слово имеет такую восьмикомпонентную структуру смыслов, и каждый из типов дает ему свою интерпретацию в соответствии с сильными функциями. Для поверхностного общения оказывается достаточно употребления одинаковых слов. Но если углубиться в то, что же именно человек думает, когда произносит те или иные слова, выяснится, что разговор часто идет о совершенно разных вещах. Причем выясняется это не быстро.


О модели А.



Функция — аспект, расположенный на определенном месте в модели А и приобретший на основе этого особые характеристики.

Функция, попавшая на первую позицию, называется базовой или же программной, ее можно считать основой личности. Она настроена на восприятие наиболее обширного массива данных по своему профилю. Сильная осознанная функция, которая лежит в основе мировосприятия человека, причем восприятие мира через нее кажется настолько естественным, что зачастую бывает сложно понять, что мир можно воспринимать как-то иначе. Именно поэтому "нащупать" ее при типировании самостоятельно может быть очень трудно.

Вторая функция — творческая или же инструментальная — стоит на второй позиции модели А. По ней человек способен творить, создавать нечто новое, чего не было в мире до него. С нее же осуществляется основная критика происходящего вокруг. Так же сильная осознанная функция, но более гибкая, чем базовая. По ней нет целостной картины, эта функция готова к экспериментам, к тому, чтобы рассмотреть и попробовать различные варианты с целью выбора наиболее подходящего решения для ситуации или наиболее устраивающего человека с точки зрения его базовой. Иначе говоря, "работает" на базовую, становясь основным инструментом претворения в жизнь базовой программы человека.

На третьей позиции находится ролевая функция. Она значительно слабее первых двух и работает, как правило, лишь время от времени. Это происходит в тех случаях, когда человек по каким-то причинам не хочет показывать свое истинное лицо, старается продемонстрировать дополнительные возможности. Однако нужно помнить, что долго работать по ролевой функции трудно, быстро наступает усталость. Ее можно назвать резервом, который подключается в ситуациях, когда возможностей творческой и базовой оказывается недостаточно, или же в новых для человека ситуациях, когда требуется всестороннее восприятие информации. В работе по этой функции человеку необходима обратная связь об успешности и качестве его действий, о произведенном впечатлении.

На четвертой позиции располагается наиболее проблемная болевая функция, или, иначе, точка наименьшего сопротивления. По ней труднее всего собирать, усваивать и применять информацию. Одним словом, в тех случаях, когда человек вынужден прибегать к услугам этой функции, он испытывает наибольший дискомфорт, чувствуя себя весьма некомпетентно рядом с кем-то другим. Это — своего рода Ахиллесова пята, которую каждый из нас старательно прикрывает, набирая данные по этому информационному аспекту в течение всей жизни. Самая проблемная из всех соционических функций, чаще всего воспринимается человеком как его недостаток. По болевой зачастую происходит искаженное восприятие информации. Сталкиваясь с необходимостью действовать по болевой, человек чувствует себя крайне неуверенно, так как не может оценить адекватность действий ситуации и их эффективность. Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению.

Четыре первые функции в целом представляют собой ментальное кольцо. Это название обозначает, что информация, идущая по ним, воспринимается нами осознанно, то есть находится у нас в сознании.

А вот четыре оставшиеся функции плохо осознаются человеком, они образуют так называемое витальное кольцо. Здесь циркулирует та информация, которая обеспечивает человеку выживание. Речь идет о стандартных программах действий, обучившись которым в детстве, мы не слишком задумываемся над тем, что делаем. По этим четырем функциям мы работаем, так сказать, на автопилоте.

Здесь находится пятая — суггестивная, или же внушаемая — функция. По ней информация воспринимается от других некритично. В отличие от болевой, не вызывает дискомфорта или отторжения и не утомляет, скорее наоборот, человек испытывает по ней безоговорочное доверие к миру и благодарность за помощь и информацию по ней, причем эта информация воспринимается как что-то очень ценное и важное. Позитивная информация по этой функции доставляет человеку большое удовольствие, негативная же — сильно расстраивает.

Шестая функция — референтная, или же активационная. Информация, проходящая по ней, связана с ценностями нашего ближайшего окружения. Информация по ней сверяется с некоторым внутренним эталоном, по которому идет оценка «подходит ли мне это или нет». Фактически, вся бессознательная оценка партнера в плане того, подходящий он или нет, идет именно по активационной функции. Качественная, отвечающая внутренним требованиям информация по данному аспекту воодушевляет человека на общение, "активизирует" его. Наилучшим образом требованиям активационной отвечает такая же творческая функция партнёра.

Седьмая функция носит название ограничительной, или контролирующей. Сильная функция, способная к самостоятельному поиску новых решений, однако большую часть времени направлена на то, чтобы отследить, как делать не надо, предупредить об партнера о возможных последствиях, порекомендовать возможные способы действия и в случае необходимости помочь ему выбраться из негативной ситуации. Длительная конструктивная деятельность по ней представляется чем-то скучным и не заслуживающим внимания. Всем, входящим в область компетенции аспекта в данной функции, человек может без особого ущерба для себя пренебречь. Как и все витальные функции, она ориентирована на конкретные ситуации, переживаемые человеком здесь и сейчас, без отслеживания каких-либо обобщающих моментов. В тех случаях, когда мы напуганы или хотим исчезнуть с арены действий, мы прибегаем к ее помощи, неосознанно озвучивая информацию соответствующего аспекта. В невыгодной нам ситуации мы защищаемся, прибегая к аргументам, подсказанным ограничительной: скажем, ограничительная белая сенсорика будет апеллировать к неважному состоянию здоровья, причинам комфорта и его отсутствия, а ограничительная интуиция возможностей — к отсутствию таковых возможностей у самого человека либо в его окружении.

И, наконец, восьмая функция, которую называют обычно фоновой, в автоматическом режиме посылает свою информацию в мир. Она, как правило, работает всегда сама по себе, обеспечивая оперативное исправление ситуации при малейшем намеке на сбой. Это может быть восстановление смысла, исправление настроения или действие, остро необходимое в данный момент. Самая трудноосознаваемая функция, направленная на то, чтобы не допускать негативного развития ситуации для себя и для партнера. В отличие от ограничительной, фоновая не предупреждает партнера о возможных последствиях, а без лишних слов принимает необходимые меры по их предотвращению. Именно фоновая является в отношениях с партнёром прикрытием для болевой. Несмотря на то, что функция сильная, активное обсуждение информации по ней вызывает почти такое же отторжение, как и по болевой, и желание переключить общение на ценностные аспекты, не тратя энергию на то, что ценностью не является.


О мерности функций

Одномерные функции (4, 5) (болевая и внушаемая) — способны накапливать и использовать информацию, связанную только с непосредственным жизненным опытом человека, в незнакомой ситуации могут действовать неадекватно.

Двухмерные функции (3, 6) (ролевая и активационная) — помимо жизненного опыта способны усваивать социальные
нормы, стандарты, шаблоны и действовать в соответствии с ними.

Трехмерные функции (2, 7) (творческая и ограничительная) помимо жизненного опыта и социальных норм способны быстро ориентироваться в текущей ситуации, находить нестандартные решения.

Четырехмерные функции (1, 8) (базовая и фоновая) — помимо жизненного опыта, социальных норм и владения ситуацией также ориентируются во времени, способны решать воображаемые задачи, работать на опережение.

Как можно понять, в чем разница между четырехмерной функцией и трехмерной: примерно такая же разница, как между умом и мудростью — умный умеет достойно выйти из сложной ситуации, а мудрый [abbr="На занятиях айкидо: - Учитель, что бы вы сделали, если бы на узкой горной тропе дорогу вам перегородил бы медведь, а сзади набросился тигр? - Непонятно… - Учитель, справа ущелье, слева скала, впереди медведь, а сзади тигр! - Непонятно, как я оказался в такой ситуации."]умеет в такие ситуации не попадать[/abbr].

О блоках в модели А.



Каждая пара функций (всего 4 горизонтальных блока) соответствуют архетипам Юнга:

ЭГО — сюжеты сильных осознанных функций, зона сознательной уверенности.

СУПЕРЭГО — Персона — сюжеты слабых осознанных функций, зона осознанной неуверенности, зависимости от общественных ожиданий.

СУПЕРИД — Анима/Анимус — сюжеты слабых неосознанных функций, зона бессознательной неуверенности в себе, ожидание защиты, образ идеального партнера.

ИД — Тень — сюжеты сильных неосознанных функций, зона бессознательной защиты своих интересов, борьбы и страхов.

Юнговский архетип Самость, как целостное состояние человека, принявшего все свои бессознательные стороны и умеющего опереться на них, близок к понятию «дуализации» в соционике. Дуализированным называется человек, принявший свой тип, умеющий пользоваться сильными функциями, знающий свои слабые черты, понимающий, что это его не портит.

Блоки модели А можно рассматривать также, применяя концепцию Э. Берна о различных состояниях Я:

Блок ЭГО соответствует состоянию «взрослый», в котором мы принимаем ответственные решения.
Блок СУПЕРЭГО соответствует состоянию «родитель» в той его ипостаси, когда мы чувствуем постоянный контроль над собой.
Блок СУПЕРИД соответствует состоянию «ребенок», в котором мы непосредственно и восторженно воспринимаем жизнь.
А блок ИД соответствует состоянию «родитель» в той ипостаси, когда мы сами контролируем всех в соответствии с усвоенными образцами.

Обычно блок СУПЕРЭГО (ролевая и болевая функции) включается в ситуации социальной адаптации. Человек не хочет раскрывать в незнакомой (но социально значимой для него) обстановке свою истинную личность, потому что чувствует себя недостаточно уверенно, но в то же время ему нужно прозондировать обстановку. Ролевая функция помогает ему подстроиться под требования среды, а болевая функция показывает те сектора, где ему грозит перегрузка и которых следует избегать в целях самосохранения.

Понятно, что, выступая с блока СУПЕРЭГО, человек ведет себя не так, как по своему взрослому блоку (базовая и творческая функции). В этом состоянии он больше похож на тот тип, с которым он находится в отношениях, так и названных — «суперэго». Но на самом деле речь здесь идет лишь об имитации этого типа.

Любое выступление с одной из слабых функций с точки зрения человека другого типа, у которого та же функция является сильной, выглядит неуклюже, по-детски или даже как сознательное искажение информации с непонятными целями.